Технологии проведения лесоинженерных работ в Алтайском округе в 1914 – 1917 гг.
В середине второго десятилетия XX в. в Алтайском округе самостоятельное развитие получили вопросы улучшения лесной инфраструктуры путем проведения лесоинженерных мероприятий. Переход к интенсивной системе ведения лесного хозяйства, происходивший в регионе в 1914−1916 гг., предусматривал рациональный подход к использованию лесов, организацию продуманного ухода за ними и минимизацию потерь лесного фонда от природных катаклизмов. Необходимы были дополнительные усилия по улучшению лесной инфраструктуры, поскольку отсутствие сети дорог и «спрямленных» рек при высокой заболоченности почвы тормозили процесс коммерческой эксплуатации лесов. В рассматриваемый период подобные работы заключались в устройстве мостов и грунтовых дорог, спрямлении и очистке русла рек, осушении болотистой местности и орошении лесных питомников. В настоящее время агролесомелиорация выделена в самостоятельный вид лесных работ и осуществляется для «улучшения природы», выращивания «продуктивных лесов» и увеличения их доступности для лесопользования. В остальном наблюдается историческая преемственность в проведении лесоинженерных работ на территории Алтайского края, входившей ранее в состав Алтайского округа[1].
Значительная часть лесной площади, находившаяся в распоряжении кабинетской администрации к концу первого – началу второго десятилетия XX в., не эксплуатировалась. В первую очередь это горно-таежные черневые леса, доступ в которые был затруднен из-за отсутствия гужевых дорог и удобных сплавных рек. Другим препятствием для проведения интенсивной лесоэксплуатации являлась высокая заболоченность лесных пространств. Цепочка болотистой местности тянулась по всем ленточным борам вдоль рек Касмалы, Барнаулки, Бурлы. Данная проблема была актуальна даже для степных районов северо-западной части Алтайского округа по рекам Каргату, Чулыму, Карасуку и Бурле. В межсезонье количество заболоченной земли на некоторых участках достигало 75%[2]. Отсутствие дорог через многочисленные болота делало эксплуатацию таких лесов совершенно невозможной и экономически невыгодной. По данным лесничего 1 разряда Б.К. Эйсмондта, в борах Сузунского, Павловского и Чулымского имений площадь болотистой местности неуклонно увеличивалась, составив к 1909 г. 5 000 дес. Причиной высокой заболоченности местности он считал почвенно-грунтовые условия боровых дач, способствовавшие застаиванию воды и требовавшие элементарного осушения[3]. Начальник Алтайского округа В.П. Михайлов был солидарен во взглядах с лесничим и считал, что в работах «инженерного характера округ нуждался в высшей степени». Их проведение открывало лесные дачи для коммерческой эксплуатации[4]. Особое внимание обращалось на вопросы транспортировки древесины, от положительного решения которых зависело повышение корневых цен на лес[5]. Транспортировка лесного сырья водным путем требовала расчистки русла сплавных рек. По мнению К.Н. Миротворцева, обследовавшего в 1910 г. бассейны рек Кузнецкого имения, одним из главных препятствий, мешавших ведению «правильного лесного хозяйства», являлась невозможность использования для сплава водных путей в полном объеме[6]. В ревизионных заметках В.П. Михайлова, совершившего в июне 1913 г. плановую поездку по лесничествам округа, в числе прочих имеются записи о состоянии инфраструктуры лесничеств. Так, в Бухтарминском лесничестве требовалось проложить сеть лесовозных дорог, построить мосты через реки Черневую и Бобровку, рекогносцировочно снять пороги на р. Черневой[7].
Для централизации и упорядочения инженерно-технических мероприятий в округе требовалось создание единого руководящего центра. Обоснование этого, изложенное в отношении начальника округа в Кабинет осенью 1913 г., получило высочайшее одобрение[8]. Безусловно, потребность в подобных работах возникла намного раньше, но администрация округа не считала ее удовлетворение приоритетным. Наибольшую актуальность представляли вопросы по охране лесов, их изучению и «приведению в известность». Проблема улучшения инфраструктуры лесного хозяйства начала беспокоить местное руководство на рубеже XIX – XX вв., когда проводившиеся лесоустроительные работы стали частью процесса коммерциализации лесного хозяйства, и Кабинет обратил внимание на лес как на самостоятельный объект эксплуатации и источник дохода. Кроме того, проведение инженерных работ требовало наличия специальных знаний и навыков, которыми администрация лесничеств, загруженная текущими делами, не обладала. Однако нельзя сказать, что в округе не занимались созданием условий для транспортировки сырья. Так, в 1909 – 1911 гг. проводились работы по устройству «самолова» на р. Убе. Он состоял из трех рядов 12-ти аршинных пихтовых бревен, связанных между собой в отдельные составы железными кольцами, крепившимися к бревнам металлическими скобами. В длину имел 170 саженей. Периодическое резкое поднятие уровня воды существенно осложняло сплав лесных материалов, снося и разбивая плоты о речные пороги, «самолов» должен был это предотвратить. Однако мощный напор воды снес его сразу же при установке. Учитывая данный природный фактор, начальник округа признал дальнейшую работу по устройству «самолова» на р.Убе нецелесообразной[9].
В 1911 г. для хозяйственной заготовки леса по берегам Телецкого озера, была проложена «колесная дорога» от с. Кебезень[10]. Также в этом году производилась расчистка верховьев р.Бии от порогов. В результате успешного проведения данных работ летом 1911 г. с озера было сплавлено 1 600 такс.саж. леса (более 200 плотов), при этом ни один из них не пострадал на речных порогах[11]. В 1912–1913 гг. русло р. Петровки в Петровском лесничестве было спрямлено и расчищено от валежа и коряг[12]. К сожалению, подобные мероприятия имели изолированный характер и не удовлетворяли потребности региона в лесных дорогах.
С 1 июня 1914 г. был образован лесоинженерный отдел при Лесной части округа[13]. Его деятельность была направлена на улучшение инфраструктуры хозяйства. Проведение инженерно-технических мероприятий по устройству мостов и дорог, осушению болотистой местности, спрямлению рек и приспособлению их для сплава лесных материалов должно было благоприятно отразиться на экономическом потенциале региона. Из-за сокращения финансирования, вызванного условиями военного времени, штат отдела был минимальным. Его единственным сотрудником являлся приглашенный на должность заведующего отделом техник путей сообщения И.Э. Эзет[14], поэтому вся работа в 1914 г. заключалась лишь в составлении проектов и смет на будущий год[15]. Тем не менее, проделанная Эзетом работа имела довольно значительный объем. В Соколовском лесничестве им были проведены изыскания для устройства дороги через согру, площадью в 10 тыс. дес., путем ее осушения в будущем. Произведено обследование заболоченной поймы р. Оби для последующего превращения ее в заливной луг. В Озерском лесничестве было запланировано осушение болот площадью 750 дес. В Камышенском лесничестве для урегулирования транспортировки древесины были обследованы две дороги и предполагалось расчистить и «спрямить» русло р. Камышенка[16].
С весны 1915 г. штат отдела был пополнен двумя помощниками заведующего И.Е. Лавреновым и И.В. Балакиным, что позволило приступить к реализации разработанных проектов. В Озерском лесничестве было произведено осушение Кисляндского болота площадью 2 275 дес. По типу преобладающей растительности оно являлось травянисто-моховым, т.е. практически непроходимым, заболачивавшим прибрежные боровые пространства и превращавшим их в согру. Растущий там лес обрекался на гибель. К концу лета была создана сеть осушительных каналов общей длиной 30 верст и болотная вода направлена в р.Кислуху, вследствие чего моховой покров начал гибнуть и рост болота прекратился. Второй крупной работой отдела являлось создание трехверстной дороги через согру Листвяничную в Соколовском лесничестве. Она, начинаясь в восточной его части, пересекала в северо-западном направлении все Верх-Обское лесничество до восточной части Камышенского. Переход через эту согру был возможен только в конце декабря, когда она промерзала, из-за чего период заготовки и вывозки древесины значительно сокращался. Таким образом, проложенная дорога имела важное экономическое значение. В Камышенском лесничестве, в тех местах, где дорога, обслуживающая район Нижне-Большереченской лесной дачи, пересекала заболоченные низины, непроходимые в период межсезонной распутицы, были построены мосты и гати. Кроме этого, лесоинженерным отделом было намечено проведение ряда крупных работ в перспективе. Были разработаны планы устройства большого сплавного канала в Соколовском лесничестве, осушения Барсучихинского болота в Озерском лесничестве, проведения оросительных канав и осушения согр в Шульбинском, устройства боровой дороги в Камышенском, а также по расчистке порогов горных рек в Убинском и Чарышском лесничествах[17].
На заседании Лесного совета, проходившем в ноябре 1915 г. под председательством начальника Алтайского округа В.П. Михайлова, активно обсуждался вопрос о рациональности применения в лесном хозяйстве округа однорельсовой железной дороги[18]. В качестве эксперимента планировалось соединить лесные дачи Боровлянскую и Верхнее-Большереченскую тридцативерстной железной дорогой. По сравнению с гужевым и водным, данный вид транспорта имел неоспоримые преимущества благодаря возможности бесперебойной работы, высокой грузоподъемности и малой зависимости от погодных условий. Однако в финансовом отношении его внедрение было затратным. Так, транспортировка 1 куб. саж. древесины по сплавным каналам стоила 50 коп., в то время как по линии железной дороги ее стоимость предполагалась не менее 2 руб. 20 коп. Выдвинув предположение об использовании железной дороги как одного из видов коммерческого лесного предприятия, Лесной совет летом 1916 г. продолжил изыскания о возможностях ее внедрения[19]. Изыскания проводились в рамках технических работ по улучшения эксплуатации лесных дач округа. По проекту однорельсовая подвесная железная дорога должна была проходить в северо-западном направлении Верхне-Обского лесного массива, соединяя Быстрянское плотбище на р. Обь со сплавной р. Большой. По мнению заведующего лесоинженерным отделом И.Э. Эзета, применение в лесном хозяйстве округа данного изобретения со временем могло поставить эксплуатацию алтайских лесов на качественно новый уровень и приблизить ее к передовым европейским технологиям. Однако он объективно оценивал политико-экономическую обстановку в стране и справедливо полагал, что осуществление данного проекта в полном объеме будет возможно только после окончании Первой мировой войны, когда появятся условия для проведения данных работ[20]. В марте 1919 г. под руководством Ивана Васильевича Балакина была предпринята вторая попытка по реализации данного проекта. Однако из-за крестьянских беспорядков в Камышлинском и Загайновском лесничествах работы были приостановлены на неопределенный срок, а И.В. Балакин уволен по сокращению[21].
В 1916 г. лесоинженерные мероприятия округа проводились по двум направлениям – дорожно-строительном и мелиоративном. В рамках дорожно-строительных работ были проложены грунтовые дороги в Камышенском и Озерском лесничествах, закончена отделка «прошлогодних» дорог в Камышенском и Соколовском лесничествах. Для сплава лесных материалов по рекам Иня и Уба расчистка их русла от порогов производилась взрывными работами. Столь варварский способ по отношению к природе с точки зрения экономики был вполне оправданным. Водные пути имели стратегическое значение для транспортировки древесины в отдаленные районы. В Шульбинском лесничестве велись мелиоративные работы по осушению трех смежных согр Кумысной, Семипалатинской, Солдатской общей площадью около 200 дес. и орошению лесного питомника[22]. Кроме того, в 1916 г. были проведены нивелировочные работы по определению рельефа местности в Загайновском, Соколовском, Верх-Обском и Камышенском лесничествах. Технические изыскания коснулись также окрестностей Барнаула – выяснялась возможность проложить вокруг города железнодорожную ветку, соединяющую Алтайскую магистраль и лесопильным заводом с выходом на пароходные пристани на р. Обь[23].
Значимость и перспективность проведенных работ под руководством И.Э. Эзета была высоко оценена управляющим Кабинетом Е.Н. Волковым в 1916 г.: «Очень продуктивная деятельность лесоинженерного отдела заслуживает полного одобрения, и я искренне благодарю Эзета»[24]. Дальнейшее направление деятельности отдела, по мнению Е.Н. Волкова, должно было носить «преимущественно-утилитарный характер». К текущим работам, проводившимся по заранее разработанным планам, были отнесены расчистка сплавных рек и устранение на них порогов, а также проведение сети дорог. По информации П.А. Афанасьева, между управляющим Кабинетом и местными лесными чинами имелись разногласия по вопросу о перспективах развития лесоинженерного отдела. Так, старший лесничий В.П. Монюшко, осматривавший летом 1916 г. лесничества Кузнецкого имения, призывал не спешить и рассматривать каждый конкретный случай проведения работ индивидуально. В частности, им утверждалось, что «расчистка порогов по рекам Мрассе и Кондоме могла облегчить доступ на рынки переселенческому и крестьянскому лесу, конкурировавшему с кабинетским»[25]. Следовательно, лесные специалисты на местах, в силу специфики своей деятельности, более гибко подходили к необходимости проведения лесоинженерных работ, призывая учитывать экономические последствия таких мер. Тем более что непосредственное проведение лесоинженерных мероприятий ложилось на их плечи. К такому выводу позволяет прийти анализ нормативной документации по лесному хозяйству. Так, осуществление лесоулучшительных работ в каждом лесничестве, согласно Инструкции по лесной части Алтайского округа 1911 г., вменялось в обязанность служащим лесничеств.
Создание в 1914 г. специализированного лесоинженерного отдела при Лесной части округа позволило объединить в одних руках преимущественно организационно-контрольные функции по данному направлению. Отдел не получил штатные единицы, достаточные для активного участия в реализации лесоинженерных мероприятий. Информация имеется лишь о руководителе подразделения и двух его заместителях. Рабочих для выполнения работ нанимали непосредственно на местах в лесничествах[26]. Сокращение общей численности служащих Алтайского округа из-за проходившего систематического призыва на фронты Первой мировой войны не позволяло решить кадровую проблему лесоинженерной службы. Оставшиеся при должностях лесные чины и стража вынуждены были работать без отпусков[27]. Тем не менее, работы по улучшению лесной инфраструктуры продолжались. В 1916–1917 гг. И.Э. Эзет совместно со штейгером (горный мастер) А.Ф. Мещеряковым проводили взрывные работы по расчистке русла р.Убы в Убинском лесничестве и р.Ини в Чарышском[28]. Однако революционные события 1917 г. подорвали сложившуюся систему хозяйствования и до предела осложнили управление лесами. Так, проходивший в декабре 1917 г. съезд Алтайского отдела Всероссийского союза лесоводов призывал бойкотировать «все распоряжения большевистского правительства» и вести лесное хозяйство согласно дореволюционным правилам. В случае же «вынужденного оставления лесными чинами своих должностей, считать эти места вакантными и не занимать их»[29]. Таким образом, система хозяйствования, создававшаяся десятилетиями упорной работы лесных специалистов, была нарушена за несколько месяцев.
Проведение инженерно-технических мероприятий явилось закономерным этапом в развитии лесного хозяйства округа, а создание лесоинженерного отдела можно рассматривать как инструмент для их планомерной реализации. Строительство лесных дорог вдоль мелиоративных трасс и уменьшение заболоченности местности способствовали улучшению условий для лесоэксплуатации, делая доступными лесосырьевые ресурсы. Судить о масштабности и последствиях проведенных мероприятий за столь короткий промежуток времени и при отсутствии статистического учета выполненных работ довольно сложно. Тем не менее, зародившееся в округе лесоинженерное направление в деятельности Лесной части – один из показателей избранного ведомством курса на интенсификацию лесного хозяйства. Его реализация была прервана революционными события, в ходе которых во время восстания в Барнауле 11 июня 1918 г. трагически погиб один из активных проводников этого курса в жизнь И.Э. Эзет[30].
Переход к интенсивной лесоэксплуатации в Алтайском округе в 1912−1916 гг., актуализировал проблему улучшения лесной инфраструктуры региона. Централизацию и упорядочение лесоинженерных работ с 1914 г. обеспечивал специализированный отдел при Лесной части округа, глава которого И.Э. Эзет оказался очень инициативным человеком и способным организатором. За короткий срок ему удалось реализовать часть намеченной обширной программы и добиться весомых практических результатов.
Использованные источники и литература:
[1] Лесной план Алтайского края [Электронный ресурс]: Барнаул, 2011. Кн. 1. Режим доступа: http://www.altailes.ru; Лесной кодекс Российской Федерации. в ред. от 06.12.2011. № 401-ФЗ.
[2] Обзор деятельности округа за пятилетие… С. 162 – 163.
[3] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4103. Л. 397 об.
[4] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4407. Л. 16 об.
[5] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4577. Л. 2.
[6] Труды съезда земельно-лесных чинов Алтайского округа в 1910 г. Барнаул, 1911. С. 48.
[7] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4397. Л. 12.
[8] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4407. Л. 15 об.
[9] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4123. Л. 11 – 68.
[10] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 446. Л. 11.
[11] Обзор деятельности округа за пятилетие (1911 – 1915 гг.). Барнаул, 1916. С. 155.
[12] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4236. Л. 3 – 4.
[13] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4482. Л. 8.
[14] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 968. Л. 1 – 3.
[15] Обзор деятельности округа за пятилетие (1911 – 1915 гг.). Барнаул, 1916. С. 164.
[16] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4482. Л. 8 – 8 об.
[17] Обзор деятельности округа за пятилетие (1911 – 1915 гг.). Барнаул, 1916. С. 165 – 166.
[18] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4554. Л. 8 об. – 11 об.
[19] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4554. Л. 8 об. – 11 об.
[20] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4577. Л. 8 – 8 об.
[21] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 578. Л. 53, 63 – 64.
[22] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4577. Л. 5 – 6.
[23] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4577. Л. 8 – 8 об.
[24] Приказ начальника Алтайского округа. 12 февраля 1916 г. №13 // Приказы начальника Алтайского округа за 1916 г. Режим доступа: АГКМ. ОФ 14816/66. П 8374.
[25] Афанасьев П.А. Программа развития хозяйства Кабинета Его Императорского Величества в Алтайском округе накануне 1917 года // Исторический ежегодник. 2010: Сб. науч. Тр. / Институт истории СО РАН. Новосибирск, 2010. С. 92 − 93.
[26] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 968. Л. 52.
[27] Приказ начальника Алтайского округа №27 от 09.04.1915 г. // Приказы начальника Алтайского округа за 1915 г. Режим доступа: АГКМ. ОФ 14816/65. П 8373.
[28] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 968. Л. 92.
[29] ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4181. Л. 538 – 538 об.
[30] Краснощеков А.А. Восстание в Барнауле 11 июня 1918 г. // Гражданская война на Востоке России: Материалы научной конференции (Челябинск 19-20 апреля 2002 г.). М., 2003. С. 94−108.