Барнаул был разделен на пожарные участки. Первое такое деление было произведено по решению городской думы еще в 1879 г. В начале XX века в Барнауле было три крупных пожарных отделения: Центральное, Зайчанское и Нагорное, которые в свою очередь делились на 9 более мелких частей. Система этих частей приведена в Таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1.
Пожарные части Барнаула (1912 год).
Полицейская часть |
Пожарная часть |
Территориальные границы |
Первая |
Первая |
Заводской пруд – Конюшенный пер. – Павловская ул. – западная окраина |
Вторая |
Павловская ул. – Конюшенный пер. – северная окраина – западная окраина |
|
Вторая |
Третья |
Сузунская ул. – Московский проспект – северная окраина – Конюшенный пер. |
|
Четвертая |
Кабинетские земли – Московский проспект – ул. Сузунская – Конюшенный пер. |
Третья |
Пятая |
Сузунская ул. – Московский проспект – северная окраина – р. Обь. |
Шестая |
Льва Толстого ул. – Московский проспект – Сузунская ул. – р. Обь. |
|
Седьмая |
Р. Барнаулка – Московский проспект – Льва Толстого ул. – р. Обь. |
|
Четвертая |
Восьмая |
Подгорная часть правобережья |
|
Девятая |
Нагорная часть правобережья. |
Примечание: Сост. по: Бородаев В.Б., Контев А.В. Исторический атлас Алтайского края. – Барнаул, 2009. С. 135.
Интересно, что существовало также и деление пригорода в пожарном отношении, но по иному принципу – на местности, куда выезжал городской пожарный обоз и куда не выезжал. Ниже приведен перечень пригородных и окраинных территорий, куда, по решению городской думы от 31 мая 1905 г. должен был выезжать городской пожарный обоз:
- По обеим сторонам Змеиногорского тракта до дач Степанова включительно;
- По правому берегу Заводского пруда до дачи Сухова и Голдырева включительно;
- По Власихинской и Борзовской дороге до дачи Начальника Алтайского округа включительно;
- По Павловской дороге до спичечного завода (в районе нынешнего моста через Пивоварку);
- На все кирпичные заводы, расположенные вправо от Павловской дороги по речке Пивоварке;
- По Московскому тракту до винокуренного завода Ворсиных включительно (современный пос. Ильича);
- В зимнее время – к караванам зимующих пароходов за р. Обью, на устье Бобровской протоки и против городского перевоза (современный микрорайон Затон)[1].
Все остальные части пригорода, среди которых были и населенные местности (например, под Туриной горой) пожарным обозом не обслуживались.
Используемые источники:
[1] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 1. Л. 109.
Исследователь-составитель: Д.С. Дегтярев