Барнаул был разделен на пожарные участки. Первое такое деление было произведено по решению городской думы еще в 1879 г. В начале XX века в Барнауле было три крупных пожарных отделения: Центральное, Зайчанское и Нагорное, которые в свою очередь делились на 9 более мелких частей. Система этих частей приведена в Таблице  3.1.1.

Таблица 3.1.1.

 Пожарные части Барнаула (1912 год).

Полицейская часть

Пожарная часть

Территориальные границы

Первая

Первая

Заводской пруд – Конюшенный пер. – Павловская ул. – западная окраина

Вторая

Павловская ул. – Конюшенный пер. – северная окраина – западная окраина

Вторая

Третья

Сузунская ул. – Московский проспект – северная окраина – Конюшенный пер.

 

Четвертая

Кабинетские земли – Московский проспект – ул. Сузунская – Конюшенный пер.

Третья

Пятая

Сузунская ул. – Московский проспект – северная окраина – р. Обь.

Шестая

Льва Толстого ул. – Московский проспект – Сузунская ул. – р. Обь.

Седьмая

Р. Барнаулка – Московский проспект – Льва Толстого ул. – р. Обь.

Четвертая

Восьмая

Подгорная часть правобережья

 

Девятая

Нагорная часть правобережья.

Примечание: Сост. по: Бородаев В.Б., Контев А.В. Исторический атлас Алтайского края. – Барнаул, 2009. С. 135.

Интересно, что существовало также и деление пригорода в пожарном отношении, но по иному принципу – на местности, куда выезжал городской пожарный обоз и куда не выезжал. Ниже приведен перечень пригородных и окраинных территорий, куда, по решению городской думы от 31 мая 1905 г. должен был выезжать городской пожарный обоз:

  1. По обеим сторонам Змеиногорского тракта до дач Степанова включительно;
  2. По правому берегу Заводского пруда до дачи Сухова и Голдырева включительно;
  3. По Власихинской и Борзовской дороге до дачи Начальника Алтайского округа включительно;
  4. По Павловской дороге до спичечного завода (в районе нынешнего моста через Пивоварку);
  5. На все кирпичные заводы, расположенные вправо от Павловской дороги по речке Пивоварке;
  6. По Московскому тракту до винокуренного завода Ворсиных включительно (современный пос. Ильича);
  7. В зимнее время – к караванам зимующих пароходов за р. Обью, на устье Бобровской протоки и против городского перевоза (современный микрорайон Затон)[1].

Все остальные части пригорода, среди которых были и населенные местности (например, под Туриной горой) пожарным обозом не обслуживались.

 Используемые источники:

[1] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 1. Л. 109.

Исследователь-составитель: Д.С. Дегтярев