Поселок при ремонтных мастерских пароходств Е. И. Мельниковой, Корнилова, Игнатова и Курбатова и других располагался на правом берегу Оби, в низкой затопляемой пойме. Изначально он распадался на несколько частей, изолированных друг от друга протоками и заливами. Центр вместе с предприятиями находился на Среднем острове между Сухой протокой (в источниках ее также называют Бобровской курьей) и Бобровской протокой, между Сухой протокой и главным руслом Оби находился Шубинский остров, часть поселка располагалась восточнее Бобровской протоки. Местность, где появился поселок, имела название «Луг Тало – Бобров»[1].
В 1889 году в Бобровской и Сухой протоках появилась первая зимняя пароходная стоянка, где также осуществлялся ремонт судов. Первоначально здесь располагались стоянки судов компаний Корнилова, Курбатова и Плотникова (в 1895 г. они занимали около 4 десятин прибрежной земли)[2], в 1893 году была создана пароходная компания Мельниковой, главная ремонтная база которой также расположилась в протоках Затона. К 1910 году у Мельниковой было уже 10 пароходов, а к началу 1-й Мировой войны их тало еще больше. Штат рабочих и служащих достигал нескольких сотен человек: в 1914 году в компании работала 456 матросов и рабочих и 76 служащих[3]. С 1909 года проводились работы по углублению русла Сухой протоки, что позволяло увеличить число ремонтируемых пароходов.
В начале XX века заводской поселок Затон был одним из крупнейших рабочих районов Барнаула. Около 1907 года здесь было несколько десятков домов и бараков, в том числе 4 дома стояли на Среднем острове, было жилье и за Бобровской протокой. Основная же часть поселка находилась на Шубинском острове и называлась Плетни, потому что бараки были обнесены плетнем[4]. Другая версия происхождения этого названия состоит в том, что земляным валом и плетнем был огорожен район, где с 1909 года проводились работы по углублению русла протоки и курьи[5].. К 1907 году в Бобровском Затоне трудились от 700 человек зимой до 1500 человек в начале навигации[6]. При таком значительном населении в поселке практически отсутствовали какие-либо социальные учреждения: около 1907 года работал лишь 1 фельдшер, а первая школа (однокласное начальное училище Министерства народного просвещения) открыта лишь в 1909 году. В начале XX в. в Затоне было лишь две небольших торговых лавки, которыми владели А.Н. Скробот и Ф.П. Шестаков (последний торговал мясом и съестными припасами)[7]. Бобровский Затон был самым крупным транспортным поселением Верхнего Приобья. Однако, кроме рабочих-ремонтников с семьями и матросов, здесь проживала большая группа ремесленников. По некоторым сведениям, они занимали отдельную часть поселка, носившую название Пестели, так как основной продукцией ремесленников были корзины-пестельки. Вероятно, отсюда пошло название микрорайона Песьяны[8]. Этот факт позволяет нам говорить о многофункциональности данного поселения и об его эволюции из рабочего поселка в предместье.
Используемые источники и литература:
[1] ГААК Ф. 3. Оп. 1. Д. 942. Л. 1.
[2] ГААК Ф. 3. Оп. 1. Д. 942. Л. 2.
[3] Скубневский В.А., Гончаров Ю.М., старцев А.В. Предприниматели Алтая. Энциклопедия. – Барнаул, 1996. С. 70.
[4] Материалы краеведческого музея МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Барнаула.
[5] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 19. Л. 51.
[6] Юдалевич М.И. Барнаул… С. 174.
[7] ГААК Ф. 52. Оп. 2. Д. 10. Л. 50,64.
[8] Материалы краеведческого музея школы №6 г. Барнаула.
Исследователь-составитель: Д.С. Дегтярев