Василий Петров – первый профессиональный художник на Алтае 1770[?]‑1810)[1]

В 2020 г. исполняется 250 лет со дня рождения живописца Василия Петровича Петрова – первого профессионального художника, без малого десятилетие прожившего на Алтае и посвятившего ему часть своего творчества. В истории искусства его имя, хотя и не принадлежит к числу крупных мастеров, но давно заняло достойное место среди плеяды его современников. Подлинное «открытие» биографии художника и, в частности, ее сибирского периода, состоялось уже в последней трети XX века благодаря изысканиям и исследованиям М. Овчинниковой, Т.М. Степанской, М.С. Немцева и др. Однако до сих пор за внешними очертаниями жизненного пути В.П. Петрова в тени истории остаются важные детали его биографии и творчества.

«С надлежащим моим радением…»

Налетом неизвестности окружено рождение и последующее становление Василия Петровича как живописца. Год рождения художника – 1770, закрепившийся еще в справочниках XIX в. на основании косвенных источников, до сих пор не имеет точного документального подтверждения. Гипотетичной остается и его социальная принадлежность мещанскому сословию. Рисовальное образование В.П. Петров получил уже в 17 лет, окончив живописные декорационные классы при Петербургском театральном училище Дирекции императорских театров. В это время (1779–1786 гг.) живописцем там служил Федор Алексеев, уже прошедший выучку в Италии, и в конце 1790-х гг. получивший широкую известность в России как мастер видовой городской живописи. Хотя, работая в Дирекции театров, Ф.Я. Алексеев не получил должность преподавателя, но как педагог готовил учеников. Достоверно известно, что одним из них был В.П. Петров. Именно его, ставшего уже академиком, мастер позже упомянул в своем послужном списке, выделив его единственного из всех других учеников, подготовленных в Театральном училище.

В январе 1787 г. В.П. Петров поступил учителем рисовального искусства в Горное училище Петербурга (предшественник Горного института). В этой должности он пробыл до 1801 г., будучи «за болезньми уволен 8-го числа минувшего марта». Немного раньше, в 1799 г., сам художник в прошении на получение чина отмечал: «…должность с надлежащим моим радением отправляю».

«Крымское» становление

Годы преподавания были временем профессионального становления В.П. Петрова как художника. Концом 1780-х гг. датируются первые его работы. Принято считать, что уже в 1787 г. живописец побывал в Крыму, в ходе путешествия Екатерины II. Но документальных свидетельств этой поездки Петрова, только что окончившего обучение, нет. Можно предположить, что посещение Крыма художник предпринял вместе со своим учителем Ф.Я. Алексеевым в 1795–1797 гг., уже став известным мастером. Не исключено также, что крымские рисунки могли стать результатом копирования с неизвестных оригиналов других авторов. Сохранившиеся рисунки Петрова с городами и местами Крыма содержат единичные поясняющие надписи, косвенно свидетельствующие об их исполнении с натуры. Эти изображения, выполненные пером и тушью, в какой-то степени напоминают натурные зарисовки, но при этом характеризуются законченной композицией и вниманием к прорисовке деталей.

К крымской теме относится одно из первых законченных живописных произведений Василия Петрова. «Вид Тавриды», написанный маслом в 1791 г., представляет условный идеализированный пейзаж, сочиненный по канонам классицизма. Создавая его в духе Просвещения, Петров стремился ознакомить зрителя с новыми землями империи. Поэтому художник повсюду в картине изображает детали, подчеркивающие необычность природы и истории Тавриды. Дубы соседствуют с кипарисами, растущими на горных склонах; римские фонтаны и развалины византийской крепости – с татарскими саклями, минаретами и восточными одеждами жителей крымской деревушки. Композиционно картина построена из трех планов и боковой кулисы. Каждый план обозначен свом пластическим ритмом и колористическими доминантами. Это также позволило внести в пейзаж лирическую ноту, благодаря розоватым оттенкам неба обозначив конкретное время суток – наступающий вечер.

Видописец

Уже в первых работах В.П. Петрова в декоративный пейзаж постепенно проникает видовое начало. Это можно заметить и в нескольких изображениях Царского Села, созданных в первой половине 1790-х гг. В одном из них деревья парка выполняют роль кулисы, а композиция строится вокруг архитектурных сооружений – пандуса из Висячего сада и Камероновой галереи. Как и во всех других работах, художник «оживляет» изображение стаффажем – фигурами людей, не связанных с общим сюжетным действием. Здесь и аристократия, гуляющая на пандусе и возле него, и идущий к ней лакей, и работающие на переднем плане крестьяне.

Видописание характерно для другой известной работы художника – акварели «Вид Екатеринбурга». Традиционно датируемая 1789 годом, она закрепила представление о поездке художника на Урал уже в то время, чему, как и в случае с крымской поездкой, также не имеется никаких документальных подтверждений. Возможно, что нехарактерное для ранней творческой манеры художника произведение было результатом копирования. На рисунке изображена центральная часть города-завода. Слева виден комплекс заводских корпусов с примыкающей к нему вдали жилой застройкой, справа – берег заводского пруда на реке Исеть. Точно передавая городской пейзаж, Василий Петров наполнил его повседневной жизнью. Это живая уличная сценка с починкой сломавшейся кареты, небольшой домишко с возвышающейся голубятней и стаей птиц, разговаривающие неподалеку женщины, одна из которых держит на руках ребенка.

«Нахожу его достойным чина»

В 1790-е гг. В.П. Петров, видимо, уже получил известность. За пейзаж «Вид мызы П.А. Соймонова» художник в 1794 г. советом Академии художеств был удостоен звания «назначенного». В 1799 г. в ответ на прошение живописца директор горного ведомства М.Ф. Соймонов распорядился: «…нахожу его [Петрова] достойным берггешворенского чина» (12 класс «Табели о рангах». – П.А.), что стало еще одним выражением признания деятельности художника. В 1800 г. В.П. Петров был привлечен к оформлению интерьеров вновь выстроенной императорской резиденции – Михайловского замка. Для Адъютантской комнаты перед покоями Павла I им была написана серия из трех полотен «Итальянских видов».

Вероятно, уже в эти годы Василию Петрову покровительствовал А.С. Строганов, ставший в 1800 г. президентом Академии художеств. Возможно, с его подачи в марте 1801 г. В. Петров был причислен к Эрмитажу «мастером живописи». Еще одна рекомендация А.С. Строганова изменила всю дальнейшую жизнь и творчество художника. По указу Александра I Берг-коллегии от 8 июля 1801 г. с целью «иметь полное собрание видов казенных горных заводов» Василий Петров был командирован на Уральские, Колывано-Воскресенские и Нерчинские заводы. Задание художнику предусматривало, «чтоб снял он… не только все внешние виды с заводов, с коих таковые еще не сняты, но и изображения самой внутренности во время действия любопытнейших из оных; …виды, примечания достойнейших рудников, взяв за предмет не только одну только их поверхность, но и самые внутренние горные работы, достойные быть запечатленными или по особенному их хорошему виду, или по важности их для людей горных». Оставив жену и детей в столице, в феврале 1802 г. В.П. Петров выехал из Петербурга и в марте прибыл в Барнаул.

Знакомство с Алтаем: «целой жизни недостаточно»

Уже летом 1802 г. художник совершил первую поездку по Алтаю на Риддерский рудник, реки Бухтарму, Ульбу, Убу и Иртыш. Пораженный увиденной красотой и сознавая обширность возложенной на него задачи, В.П. Петров писал Г.И. Спасскому: «Видов красивейших и величественных здесь столь много, что для снятия и отделки их целой жизни недостаточно». Масштабность и грандиозность горного пейзажа художник отразил уже в первых рисунках 1802 г. «Вершины белков, Громатуха», «Вид реки Белой Убы». Иной подход к показу могущества природы можно видеть в рисунке «Вид камня на Проходном или Ульбинском белке с западной стороны». Изображая камень как огромную кучу валунов, сломанные стволы деревьев возле него, художник тут же поместил маленькую фигурку путника, прилегшего отдохнуть возле пенька. Перед его безмятежностью, кажется, не властны даже могучие силы природы.

Не менее интересны виды населенных пунктов, выполненные В.П. Петровым. Одним из первых стал «Вид Риддерского рудника с северо-восточной стороны» (1802). Рисунок представляет панорамное изображение. На первом плане видны конусообразные надшахтные строения. На следующем плане, занимающем центр панорамы, Петров расположил купы растительности, соединяя их с селением Риддерского рудника. Художник прорисовал каждое его строение. На заднем плане рисунок замыкают высокие горы. В другом рисунке из той же поездки, «Сокольная сопка, водонапорный канал», внимание художника занимают уже сами постройки. На фоне Сокольной сопки, помещенной на задний план, художник последовательно от зрителя изобразил шахтный двор с грудами руды и штабелями шахтной крепи, здание конторы и раскинувшиеся далее строения рудничного поселка.

Расцвет творчества

В январе 1803 г. художник отправился в следующий пункт назначения – в Забайкалье на Нерчинские заводы, где пробыл до сентября 1804 г., вернувшись затем в Барнаул. К этому времени относятся одни из лучших работ Василия Петрова сибирского периода. В поездке он выполнил свыше сорока этюдов, рисунков, акварелей, среди которых и незавершенные работы. В их числе: «Пещеры близ Байкала» (1803), «Архитектурный пейзаж с фигурой» (1804), «Деревенский пейзаж» (1804), «Вид Нерчинского завода» (1804), «Вид Никольской пристани» (1804). Помимо горных заводов и их окрестностей, природы Забайкалья, открытием для художника стали быт, обряды и обычаи бурят. Петров совершил поездку к бурятам Кудинского и Хоринского родов, посетил Цонгольский дацан недалеко от Кяхты, где присутствовал на богослужении. В сентябре 1803 г. художник сообщал в Кабинет: «…о себе поставлю донести Вам в сымании мною видов, начиная с Петровского завода, Кумирни братской с внутренности с их службою, так же и наружного вида с церемониею, когда встречают ламу или праздник, называемый «белый месяц»…». Художник даже задумал создать большую картину – «Богослужение в кумирне». В серии многочисленных акварельных рисунков Василий Петров с тщательностью изобразил самих бурят разных возрастов и социальных групп, их костюмы, музыкальные инструменты. Об этих рисунках Г.И. Спасский писал: «…соблюдена им столь разительная точность, что, несмотря на малый размер лица, изображения бурятов почесть можно настоящими портретами».

Вернувшись из Забайкалья в Барнаул, художник продолжил обработку и оформление собранного материала. В 1805 г. В.П. Петров отослал в Петербург два больших рисунка с видами Риддерского рудника и пещерой близ Бухтарминской крепости – своеобразный «отчет» о проделанной работе. Рисунки были представлены Александру I. Художник был удостоен звания гиттенфервальтера (10 класс «Табели о рангах») и годового жалованья 1200 руб. В следующем, 1806 г., Академия художеств присвоила Василию Петровичу Петрову звание академика «за оказанное усердие и познание в ландшафтном художестве».

«Места преобильные наивеличественнейшими картинами»

Сам художник в это время посещал реки Чарыш, Коксу и Катунь. Он был восхищен и покорен красотой и величием Горного Алтая, о чем еще ранее писал А.С. Строганову: «Должен признаться, что места преобильные наивеличественнейшими картинами, так что могу сказать, что виды Алтайские едва ли в чем уступят Альпийским или Швейцарским, а дикостью и ужасной странностью своей превзойдут оные». Пребывая на Алтае, Василий Петров рисовал все, что привлекало его внимание: виды рудников и селений при них, горные панорамы, виды природы, костюмы алтайцев, инвентарь горняков. Из нескольких десятков алтайских рисунков множество работ осталось не законченными, в виде эскизов и зарисовок.

В отличие от работ петербургского периода творческая манера В.П. Петрова в Сибири приобретает иной характер. Сложные условия работы с натуры сформировали наиболее экономный прием рисунка – пером с легкой подцветкой акварелью. При обработке рисунков пером Василий Петров выработал особую тонкую виртуозную манеру почти пунктирного рисования, которой он очень хорошо и красиво передавал складки, трещины и отроги гор, листву деревьев. Чтобы передать величие и красоту Сибири, художник прибегает к панорамному изображению. Поэтому в сибирских рисунках господствует уже видовое изображение – пейзаж с определенной точки. Исчезает кулисность в композиции, присутствует пленерность. Художник приходит к конкретизации и предметности в пейзаже, преодолевая декоративность. Сибирские рисунки свидетельствуют о стремлении художника совместить точность и документальность с показом широты и величественности природы.

Барнаульский завод

Для Барнаула чрезвычайный интерес представляет большой рисунок пером. На огромном, вытянутом на 1,3 м по горизонтали листе показана панорама сибирского горнозаводского города, открывающаяся с высокого берега пруда. На первом плане художник изобразил жанровые сценки: прогуливающуюся с детьми семью, сидящих на камнях рисовальщика (возможно, себя?) и мальчика с книгой, двух охотников с собакой. При рассмотрении панорамы поражает ювелирная тщательность воспроизведения значимых строений города и особенно сереброплавильного завода. Четко прорисованы плотина с виднеющимися за ней зданиями двух плавильных фабрик и монументальное строение важни с могучими арками. Хорошо различимо здание канцелярии с башней-бельведером, Петропавловская и Одигитриевская церкви, угадывается Аптекарский сад. Справа, в просвете кулисы деревьев, виднеется кладбищенская церковь. Но рядовая застройка, находящаяся за границами завода и центральных улиц, прорисована схематично. Панорама не была доведена до художественной завершенности: четкая прорисовка пером, видимо, должна была дополниться раскраской акварелью. Она выполнена лишь частично для некоторых деталей: в красный цвет слегка подкрашены крыши важни, канцелярии и ее башенки, Петропавловского собора; в зеленый цвет – его купола, Аптекарский сад; подкраска выполнена для части реки Барнаулки и Оби, виднеющейся в правой части панорамы. Даже в таком незавершенном виде в панораме чувствуется мастерство художника.

Не меньший интерес представляет группа рисунков с внутренним видом плавильных цехов. В посмертной описи имущества Петрова их указано 12, все они не были окончены. На одном из них художник карандашом изображает открытую изнутри стропильную конструкцию плавильной фабрики. На другом листе карандашом изображен интерьер плавильной фабрики Барнаульского завода: на переднем плане – группа офицеров и мастеров, за ними – плавильные печи. Еще несколько рисунков представляют хорошо прописанные и раскрашенные акварелью печи с карандашным наброском их окружения. Важность этих рисунков неоспорима, это не только одни из первых примеров промышленной живописи, но и ценный исторический источник.

«Судьба не позволила долее жить»

Несмотря на затянувшуюся поездку, Кабинет его императорского величества не забыл о художнике. В 1809 г. из Петербурга пришел запрос В.П. Петрову, «когда он надеется кончить сделанное ему поручение». В ответ 1 мая 1809 г. он написал: «Естественное положение сих заводов и рудников, изобильных местами картинными, отдаленность одного места от другого и желание оправдать в производстве работ сделанную мне доверенность были причинами, препятствовавшими ускорению выполнения сего поручения». Далее Петров сообщал, что занимается «совершенной отделкой вида внутренности заводской и плавильных печей с костюмами мастеров и прочим употребительным при плавке руд», испрашивая разрешение вернуться в столицу после завершения рисунка. В августе 1809 г. на приезд В.П. Петрова в Петербург было дано высочайшее соизволение. Но насколько соответствовали характеру порученного ему дела многочисленные работы? Кроме единичных завершенных рисунков, художник сделал массу зарисовок, которые могли стать основой для последующей доработки. Возможно, он чувствовал ответственность за невыполненные обязательства. Неслучайно, испрашивая разрешения на приезд в Петербург, художник указывал свою цель: «…для представления всех моих работ и для объяснения об окончании возложенного на меня поручения».

Утром 14 марта 1810 г. дворовые люди В.П. Петрова заявили в барнаульскую полицию об исчезновении хозяина. Вечером его тело было найдено в колодце: в ночь с 13 на 14 марта художник окончил жизнь самоубийством. По утверждению врачей, перед гибелью он был в «великом пароксизме и беспамятстве». В предсмертном письме В.П. Петрова не было ни жалоб, ни обвинений. Художник лишь с грустью констатировал: «Я никогда не был бродягой и тунеядцем и не жил праздно. Я всегда жил своими трудами и любил сверх выгод свою работу и очень жалею, что судьба не позволила долее жить». Похоронили художника на Нагорном кладбище Барнаула.

Наследие

Наследником имущества В.П. Петрова Петербургским губернским правлением был утвержден двоюродный брат художника Иван Валберг, балетмейстер при Дирекции императорских театров. Оставшиеся после смерти В.П. Петрова более 200 рисунков, набросков, эскизов, созданных им в сибирский период, Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов отправила в Кабинет его императорского величества. В 1818 г. с четырех алтайских рисунков Д. Кулибин исполнил гравюры резцом: «Озеро Колыванское», «Листвянский хребет близ д. Фыкалки», «Вид Бухтарминской крепости», «Курчумский снежный хребет от д. Верхне-Бухтарминская». Г.И. Спасский опубликовал их в приложении к первому тому «Сибирского вестника» за 1818 г. До начала XX в. большая часть произведений В.П. Петрова находилась в архиве Министерства императорского двора. В 1921 г. многие из них поступили в Государственный Русский музей, где находятся по настоящее время.

Василий Петрович Петров может быть с уверенностью назван типичным и достойным представителем художественной среды своего времени. Посвятив наибольшую и лучшую часть своего творчества Сибири, он органично вливается в ряд художников-современников рубежа XVIII–XIX столетий, работавших в разных техниках рисунка. История не оставила нам портрета Василия Петрова. Но сохранилось главное наследие любого художника – его произведения. Отдельные рисунки В.П. Петрова время от времени включаются в тематические выставки, проводимые Государственным Русским музеем. Однако сибирские листы художника не являлись объектом экспонирования и до сих пор не получили широкой известности. Поэтому слова сибирского искусствоведа Т.М. Степанской, выражавшей надежду о «музейной экспозиции, представляющей уникальное творчество видописца Сибири В.П. Петрова», как нельзя лучше определяют следующий шаг в изучении наследия мастера, достойный юбилейного года.

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00439

Составлено по:

Афанасьев П. "Соблюдена им столь разительная точность" // Культура Алтайского края. 2020. № 1 (37). - С. 30-33.

Афанасьев П. "Соблюдена им столь разительная точность". Окончание // Культура Алтайского края. 2020. № 3 (39). - С. 24-27.

Исследователь-составитель: Афанасьев П.А.