К внутригородским промышленным зонам вплотную примыкали торгово-складские зоны, располагавшиеся на берегах Оби и Барнаулки. Одна из этих зон прочно срослась с восточной промышленной площадкой (пристани, склады и тому подобные сооружения на берегу Оби соседствовали с лесозаводом, мельницей и электростанцией). Другая, на Барнаулке, занимала территорию к востоку от центральной промзоны и к югу от центра Барнаула. В её состав входила Торговая (Базарная) площадь, Сенная площадь и торговые заведения Суховых, Морозовых и других предпринимателей на улицах Льва Толстого, Мало-Тобольской, на Московском и Соборном переулках. Эта торгово-складская зона являлась старейшей в Барнауле, занимала наибольшую площадь и имела самое большое экономическое значение. Именно в этой части города Дума выделяла площадки для торговли маслом, рыбой, сеном и иными продуктами. При планировке в 1915-1916 годах нового Северного района Барнаула в нем тоже были выделены отдельный район для заводов и фабрик, а также торгово-складской район, намечено несколько торговых площадей[1].

Развитие речного и железнодорожного транспорта привело к формированию в Барнауле двух транспортных узлов. Первый из них находился на берегу Оби, на так называемом бечевнике от устья Барнаулки до Бийской (Никитина) улицы. Здесь были размещены пароходные пристани и обслуживающие их учреждения. В пригороде находились также два крупнейших в Верхнем Приобье центра зимовки судов – Бобровский и Гоньбинский затоны. Вокруг железнодорожной станции Барнаул с 1913 года стала складываться своя особая транспортная зона, в которую кроме самой станции входили также комплекс складов, локомотивное и вагонное депо. Следует отметить, что в Барнауле наблюдалось территориальное сращивание промышленных, торгово-складских и транспортных зон, что объясняется единством выполняемых ими функций. В результате в устье Барнаулки, вдоль берега Оби и в районе железнодорожной станции сформировались три больших комплексных «экономических» зоны, где была сконцентрирована значительная часть деловой активности города.

Используемые источники:

[1] ГААК Ф. 31. Оп. 1. Д. 183. Л. 44об-45.

Исследователь-составитель: Д.С. Дегтярев