В краеведческой литературе существует мнение, что в период капитализма Барнаул очень сильно страдал из-за неправильного с санитарно-гигиенической точки зрения размещения промышленных предприятий[1]. Считается, что производства вплотную примыкали к жилым кварталам, а зачастую и находились внутри них. На наш взгляд, это верно лишь отчасти. Большое количество предприятий располагалось довольно далеко от основной территории города. При них существовали свои рабочие посёлки, что объясняется производственной необходимостью. Причём, в пригородную зону были вынесены многие крупные (по меркам того времени) производства, такие как винокуренный, пивоваренный, кожевенный, дрожжевой, содовый заводы. Хотя некоторые заводы и фабрики, а в особенности ремесленные мастерские располагались внутри жилых кварталов города или в промзонах, находящихся также в непосредственной близости от селитебной зоны Барнаула. На рубеже XIX и XX веков в нашем городе существовало 2 внутригородских и несколько пригородных промышленных зон.

Не входившие в состав этих ареалов предприятия находились в основном внутри жилых кварталов. Видимо, это и дало повод историкам говорить о беспорядочном размещении промышленности в Барнауле того времени. Справедливости ради стоит отметить, что количественно таких предприятий было больше, но многие из них были мелким производствами (ремесленные мастерские по производству пимов, шуб, мыла, по вытопке сала и так далее). Однако наиболее крупные и значимые производства располагались на промышленных площадках, о которых и пойдёт речь ниже.

Внутри территории самого Барнаула можно выделить 2 промзоны: центральную (территория бывшего сереброплавильного завода, где с 1897 года находился кабинетский лесопильный завод) и восточную (вдоль берега реки Оби). Причём, городская дума, понимая, что резервов для развития центральной промзоны нет, сделала ставку на расширение восточной промышленной площадки. Об этом свидетельствует план развития Барнаула 1912 года, по которому земли на берегу Оби резервировались под промышленные объекты, пристани и склады[2]. В дальнейшем эти земли были сданы в аренду некоторым промышленникам, но практически никто из них, кроме братьев Козловых, не создал там крупных производств. Традиционно считается, что это был большой градостроительный просчет[3]. Однако при внимательном рассмотрении проблемы можно сделать вывод, что подобное решение было оправданным. Во-первых, вся промышленность нуждается в воде, а при отсутствии водопровода эту проблему можно было решить только через размещение предприятий на берегах водоёмов. Во-вторых, подвоз сырья тоже удобнее всего было осуществлять по воде, чему способствовала развитие судоходства на Оби. В-третьих, при господствующих западных ветрах размещение производств на востоке Барнаула было оправдано и с экологической точки зрения. И, наконец, понятно, что поместить пристани где-либо, кроме берега Оби, было нельзя, а с пристанями связаны многочисленные склады и производства. Наконец, сама Городская дума жестко регламентировала порядок пользования береговой полосой[4], постепенно убирая оттуда экологически вредные производства, о чем будет сказано ниже. Все предприятия на берегу Оби было разрешено открывать только ниже города. Например, в 1895 г. было дано добро на сооружение пимокатной мастерской купца Куратова ниже последних городских кварталов[5], а прошение Николаева о постройке пивоваренного завода на берегу Оби, но на уровне городских кварталов (1900 г.), было отклонено[6].

В пригородной зоне находилось несколько промышленных площадок: вдоль реки Барнаулки, по речке Пивоварке, вдоль Московского тракта, под Большим Гляденом и в Бобровском затоне.. При каждой промзоне, хотя и не при каждом заводе, существовал свой рабочий поселок.

Ближайшими к Барнаулу были промышленные площадки вдоль Барнаулки, включая «Промышленный городок», и предприятия вдоль Московского тракта в той его части, где он проходил по Малому Глядену.  Предприятия располагались в устье речки Пивоварки и далее вниз по течению Барнаулки до верховий заводского пруда. Здесь находилось крупнейшее производство, относящееся к химической отрасли – содовый завод Пранга (работал в 1864–1907 годах), также канатный завод Голдырева (с 1892 года), пивоваренный завод Ворсина (с 1883 года) и дрожжевой завод Зверева (с 1914 года). Довольно крупный рабочий посёлок был только при содовом заводе, видимо, потому, что он располагался дальше всех от города. К этой же площадке примыкал «Промышленный городок», созданный Городской думой в 1903, году с паровой мельницей Пеля и предприятием Ковиных «Шпагат». Западная промзона была крупнейшей в пригородах по количеству предприятий. Предприятия именно этого района вносили наибольший вклад в ухудшение экологической ситуации в Барнауле.

Другая ближняя промзона находилась на Московском тракте южнее нового городского кладбища. От Барнаула её отделяли городская роща и несколько заимок, крайней из которых (ближайшей к промзоне) была заимка Игумнова. Здесь находились предприятия пищевой промышленности, причем, исключительно по производству спиртных напитков – казённый вино - водочный склад №3 (будущий БЛВЗ, основан 21 декабря 1899 года) и дрожже -медоваренный завод Сухова. При вино – водочном складе сложился крупный производственный комплекс, куда входили конюшни, склады и так далее и большой жилой поселок. К данной площадке примыкали кирпичные сараи Мамонова, городская скотобойня и кузница. Рядом с ней по решению Городской Думы должны были находиться и все мыловаренные заводы Барнаула[7]. Ещё одна особенность этой площадки в том, что она располагалась относительно далеко от  крупных источников воды.

В составе пивоварской промышленной зоны было несколько небольших кирпичных заводов – «кирпичных сараев», а также пивоваренный завод Лукьянова, спичечная фабрика Попова – Морозова и несколько других предприятий[8]. Они располагались по среднему течению Пивоварки от района современной улицы Юрина до нынешнего проспекта Строителей. В районе кирпичных сараев сложился жилой посёлок, зафиксированный на планах 1907 и 1912 годов.

Наиболее удалёнными от Барнаула были подгляденская и заречная промышленные зоны. Подгляденская площадка была одной из самых развитых среди промзон пригородов, при ней существовал крупный рабочий посёлок. В состав промзоны входили кожевенные заводы Сухова (с 1893 года), Голева, Лалетина и других и винокуренный завод Ворсиных и Олюниной (с 1894 года). Столь успешное развитие данной промзоны и посёлка при ней можно объяснить ее выгодным экономико-географическим положением.

Несколько уступала по степени развитости заречная промзона, находившаяся в Бобровском Затоне. Единственным крупным промышленным объектом этой площадки были «пароходные зимовки», появившиеся здесь в 1890-е годы. Жилой посёлок при них также отличался довольно высоким уровнем развития, более того, он был крупнейшим пригородным заводским поселком того времени в Барнауле.

Барнаульское городское управление в течение первых лет XX века проводило активную политику по выносу как можно большего числа промышленных предприятий за город и создания там «промышленных городков» или иных организованных промышленных площадок. Впервые проект создания промышленной зоны, территориально отделенной от жилых кварталов города, возник в 1903 году. На своем заседании 6 июня 1903 года Барнаульская городская дума приняла решение о выделении «пустолежащей земли в конце Бийской и Павловской улиц под промышленные заведения». Гласные мотивировали свое решение интересами развития города, который нуждался в создании новых промышленных предприятий. В условиях земельного голода, возникшего в результате неравного разделения городской земли между городом и Кабинетом, названный участок являлся одним из немногих свободных мест, пригодных для промышленного строительства. Еще одной причиной было желание создать в этом районе развитое промышленное предместье, что повлекло бы и развитие близлежащей бедняцкой окраины – Заячьей части. Нужно отметить, что и сами промышленники проявляли интерес к этой местности. Так, в 1902 г. потомственный дворянин Мазанкин собирался построить там мельницу для размола зерна, оснащенную локомобилем[9]. Дума решила сдавать участки в аренду размером не более 1000 квадратных саженей сроком на 12 лет[10]. На заседании  10 июля был утвержден план промышленного городка, составленный Городской управой.  Промзона отделялась от жилых кварталов противопожарной полосой в 70-100 саженей и была разбита на 4 квартала, каждый из которых имел площадь от 1115 до 1200 квадратных саженей, то есть больше первоначально установленных размеров[11].

Первым арендатором стал варшавский мещанин Петр Пель, построивший в промышленном городке паровую мельницу. Затем долгое время новые предприятия там не строились. Только в 1907 году городская дума удовлетворила прошение мещанина Ковина об отдаче ему в аренду на 12 лет участка размером в 1250 квадратных саженей в промышленном городке[12]. В октябре того же 1907 года городская дума разрешила городской управе продать оставшуюся свободной часть промышленного городка в размере 7300 квадратных саженей Товариществу «Братья Бородины» по 5 рублей за квадратную сажень[13]. Однако новый владелец ничего на этой земле не построил. На плане 1907 года на указанном месте обозначены только паровая мельница и завод Ковина, который затем превратился в завод «Шпагат»[14].

Однако главной причиной выноса промышленности за пределы города были не интересы развития окраин, а санитарно-гигиенические и противопожарные меры. 18 ноября 1905 года Барнаульская городская дума обсуждала вопрос о размещении промышленных предприятий в береговой полосе реки Оби и приняла решение не допускать строительство там мыловаренных и шубных заводов, так как от них получаются различные отбросы, загрязняющие место, а также стоки грязной воды в Обь. Все мыловаренные заводы было решено перенести за город, вниз по течению Оби за кирпичные сараи Мамонова, то есть за 3 версты от Барнаула. Особенно это касалось предприятий Верюжского и Локоткова, находившихся посреди жилых кварталов на берегу пруда[15]. Не было разрешено строительство мыловаренного завода даже в «Промышленном городке», о котором шла речь выше, так как он находился на берегу речки Барнаулки выше города. Мещанину С. А. Паршукову, просившему сдать ему в аренду 500 квадратных саженей в этой местности под устройство мыловаренного завода, в прошении было отказано на заседании 27 ноября 1909 года[16]. Создание новых пригородных промышленных площадок активизировалось в годы Первой мировой войны. Это было связано с быстрым экономическим развитием Барнаула, вызванным не только войной, но и, прежде всего, строительством Алтайской железной дороги.  Также политика городских властей по вынесению промышленности за черту города стала возможной после того, как в 1911 году Барнаул получил от Кабинета дополнительные выгонные земли. В этот период принимаются решения, касающиеся не просто выделения территорий под промышленное строительство, но и выноса целых отраслей промышленности за черту города. Так, 27 октября 1914 года дума постановила вынести за черту города все ремесленные заведения, занимающиеся выделкой сырых животных продуктов. Комиссия по благоустройству Барнаульской городской думы на заседании 20 мая определила 2 участка пригородной земли: на Малом Глядене, где расположены лагеря и под Гляденом, где расположены кожевенные заводы[17].  Аналогичное решение было принято 25 февраля 1916 года относительно лесных складов и лесопильных заводов. Исходя из соображений противопожарной безопасности, городская дума постановила:

  1. Для устройства лесных складов и лесопильных заводов… предназначается район на берегу Оби за городскими скотобойнями.
  2. Устройство названных складов и заводов… в других частях города воспрещается.
  3. Существующие в городе лесопильные заводы и лесные склады должны быть перенесены… к 1920 году[18].

Еще одна промышленная зона создавалась за линией Алтайской железной дороги, рядом с железнодорожной веткой к мясохладобойням Министерства путей сообщения. В течение августа-октября 1916 года городская дума выдала 2 разрешения на строительство заводов в этом районе:

  1. Товариществу Рукавицына и Грохотова под постройку маслобойного и олифоваренного завода в количестве 3 десятин на 18 лет[19];
  2. Читинскому купцу И. В. Кулаеву под устройство вальцевой мельницы в количестве 3 десятин на 48 лет[20].

Особенность складывания этой промзоны заключалась в том, что сама она возникла не в результате решения городской думы, а в результате самовольного захвата городских земель Управление Алтайской железной дороги и строительства там мясохладобойни[21].

Однако большинство решений, принятых Барнаульской городской думой в годы Первой мировой войны, так и не были реализованы – последовавшая затем революционная буря перечеркнула все начинания.

Одновременно с попытками выноса предприятий за город местное самоуправление в союзе с кабинетской администрацией всячески препятствовали появлению новых вредных производств среди городской застройки. Так, в 1895 г. известному барнаульскому предпринимателю Якову Бздулеву было запрещено открывать пимокатное заведение на участке по Мало-Тобольской улице из-за того, что это был самый центр Барнаула[22]. С серьезными препятствиями столкнулся и еще более известный барнаульский пимокат Антон Бухалов, которому тоже долгое время не разрешали устраивать пимокатную фабрику на Сузунской улице – по той же причине[23].

Отдельно следует рассмотреть вопрос о размещении крупной и средней промышленности в Барнауле, так как это имеет огромное значение при изучении истории пригорода. К моменту закрытия сереброплавильного завода (1893 год) в Барнауле крупных предприятий было еще немного. Частная промышленность проходила стадию становления, лишь немногие производства достигли уровня мануфактуры, а фабрика в городе была всего одна – содовый завод Прангов. К числу относительно крупных предприятий города в то время относились кабинетский лесопильный завод, содовый завод  Прангов, пимокатные производства Поляковых и Куратова, пивоваренный завод Ворсина, дроболитейный  завод Функа и некоторые другие. О размещении этих предприятий по территории Барнаула позволяет судить один из планов города, составленный около 1894 года. Согласно этому плану большинство производств находилось либо внутри городской застройки (производства Поляковых, завод дроби, лесопильный завод) либо непосредственно примыкали к ее окраине (пивоваренный завод и пимокатный завод Куратова)[24]. И только содовый завод располагался на значительном удалении от города (до полутора верст)[25]. Подобная ситуация, на наш взгляд, может быть объяснена тем, что Барнаул как город испытывал земельный голод. Земель, выделенных ему Кабинетом в 1876 году, не хватало даже на строительство жилья, поэтому частные предприниматели с трудом получали место для постройки своих предприятий. А пригородная зона вплоть до 1901 года оставалась в собственности Кабинета, получить землю там было практически невозможно.

Несколько иную ситуацию мы наблюдаем в начале XX века. После того, как Барнаул получил 7558 десятин пригородной земли (1901 год), начался массовый вынос производств за пределы городской застройки[26]. Этот процесс, начавшийся сразу после закрытия сереброплавильного завода, к 1900 году принял значительный размах. На землях пригорода появились такие крупные предприятия, как винокуренный завод Ворсиных и Олюниной, кожевенный завод Суховых, ремонтные мастерские Мельниковой, кирпичные производства Бодунова, Кулева, Сбитнева, Кульмаметьева и других, дрожжевой завод Сухова, спичечная фабрика Попова - Морозова и другие. О размещении барнаульской промышленности в это время можно судить по плану города 1907 года, а также по плану окрестностей Барнаула начала 1900-х годов[27]. Так, на плане 1907 года внутри городской застройки обозначены только лесопильный завод, дроболитейный завод и кирпичные сараи на правом берегу пруда. Остальные производства либо расположены на окраине застройки, либо отделены от нее. Из 7 кирпичных заводов («кирпичные сараи»), обозначенных на плане, 3 отделены от города некоторым расстоянием, еще 3 находятся на окраине. На краю застройки обозначены такие производства, как пивоваренный завод Ворсиных, скотобойня, дрожжевой завод Сухова. Такие предприятия, как содовый завод, канатный завод Голдырева, восково-свечный завод, спичечный завод, пивоваренный завод (Лукьянова) и казенный винный склад, расположены за пределами городских кварталов. На плане пригородной зоны Барнаула далеко за городом обозначены Бобровский затон (ремонтные мастерские Мельниковой) и винокуренный завод Ворсиных под Большим Гляденом[28]. Таким образом, к 1907 году значительное число производств располагалось уже не внутри городской застройки, а на ее окраине или за ее пределами.

Тенденция выноса производств на окраины или за город еще больше усилилась к 1913 году. Согласно данным фабрично-заводской инспекции из 25 частных средних и крупных промышленных предприятий 12 находились в пределах городской застройки, 5 за ее пределами, но примыкали к окраине и 8 – далеко за пределами кварталов Барнаула[29]. Кроме того, далеко за городом находились мастерские пароходств Мельниковой, Корнилова, Курбатова и Игнатова, Ельдештейна, которых нет в реестре инспекции. Также за городом располагался казенный монопольный винный склад, а кабинетский лесопильный завод, наоборот, находился среди жилых кварталов (оба предприятия отсутствуют в инспекторском списке). Всего из 31 учтенных нами крупных и средних предприятий всех форм собственности 12 находились внутри города, 6 – на его окраинах и 13 – далеко за городом. Однако и среди тех производств, что были размещены в городе, часть тяготела к окраинным кварталам (Алтайские улицы). В центре Барнаула находилось всего 8 производств, включая электростанцию Платонова.

Таблица 5. 1.1

Размещение промышленных предприятий в Барнауле и его пригородах в 1913 году

Место расположения производств

В центре

Внутри кварталов на окраине

За городом на окраине

Далеко за городом

Количество производств

8

4

6

13

% от общего числа производств

26

13

19

42

Примечание: Сост. по кн. История Алтая в документах и материалах (конец XVII – начало XX веков). Барнаул, 1991. С. 263.

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что к 1913 году большая часть промышленных предприятий уже была вынесена за пределы застройки Барнаула. Это создавало условия для формирования и развития заводских поселков в пригородах Барнаула.

Однако было бы ошибкой полагать, что вредных в санитарном и противопожарном отношении производств среди жилых кварталов старого Барнаула совсем не оставалось. Так, в вершине Ивановского лога (район современного Нагорного парка) находилось несколько кузнечных и слесарных мастерских, весьма опасных в пожарном отношении, однако вплотную примыкавших к жилым усадьбам[30].

Таким образом, можно сказать, что в Барнауле того времени существовало чёткое выделение отдельных промышленных зон, наблюдалась их локализация. Хотя факт того, что промзоны зачастую вплотную примыкали к жилым кварталам, тоже невозможно отрицать.

Используемые источники и литература:

[1] Памятники архитектуры Барнаула… С. 9

[2] Старцев А. В. История Барнаула… С. 147

[3] Баландин С. Н. Архитектура Барнаула. - Барнаул, 1974. С. 54

[4] ГААК Ф. 51 Оп. 1. Д. 4. Л. 332-334

[5] ГААК Ф. 31. Оп. 1. Д. 144. Л. 1-2об.

[6] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 2. Л. 59об.

[7] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 1. Л. 181-182

[8] Барнаул в воспоминаниях… С. 144

[9] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 2. Л. 91.

[10] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 4. Л. 294-295

[11] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 4. Л. 301-302

[12] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 6. Л. 183

[13] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 6. Л. 237

[14] Барнаул. научно-справочный атлас… С. 33

[15] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 1. Л. 181-182

[16] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 8. Л. 498

[17] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 16. Л. 95.

[18] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 20. Л. 108-109

[19] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 21. Л. 55.

[20] Там же. Л. 135.

[21] ГААК Ф. 51. Оп. 1. Д. 20. Л. 74-76.

[22] ГААК Ф. 31. Оп. 1. Д. 141. Л. 1-2об.

[23] ГААК Ф. 31. Оп. 1. Д. 143. Л. 2об.

[24] Барнаул. Научно-справочный атлас. - Барнаул., 2006. С. 32

[25] Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII –  начала XX веков. Том 2 - Барнаул, 2007. С. 253

[26]  ГААК Ф. 51. Оп. 2. Д. 91. Л. 2

[27] ГААК Ф.. 50. Оп. 13. Ед. хр. 6.

[28] Барнаул. Научно-справочный атлас… С. 33

[29] История Алтая в документах… С. 263

[30] ГААК Ф. 31. Оп. 1. Д. 131. Л. 8-9.

Исследователь-составитель: Д.С. Дегтярев