Пригородом особого типа являлся Богородице-Казанский женский монастырь. Женская община, положившая начало монастырю, возникла в 1894 году по инициативе барнаульской купчихи Е. И. Судовской. Уже 5 марта 1895 года в общине была освящена домовая деревянная церковь во имя Святого Иннокентия Иркутского Чудотворца, ставшая одной из первых построек нового населенного пункта[1]. В следующем 1896 году при общине открылась школа грамотности для девочек – одна из первых в пригородной зоне школ. Это сразу сделало общину многофункциональным поселением, центром культурной жизни города. 8 июля 1899 года был заложен каменный соборный храм, рассчитанный на 1500 человек. Это предопределило эволюцию общины в крупный монастырь, что  и случилось в 1903 году.

К началу XX века в составе монастырского поселения имелось 2 дома для священников, большой каменный келейный корпус, 2-этажная церковно-приходская школа. Монастырь занимал 15 десятин земли, ставшей «Монастырской дачей», уступленной Кабинетом[2]. 1 октября 1904 года был освещен Соборный храм в честь иконы Казанской Божьей Матери. В 1905 году на монастырской земле был построен еще и молитвенный дом в честь Владимирской иконы Божьей Матери, а в 1907 году на склоне долины Барнаулки над святым источником возведена 2-этажная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В состав монастырского поселения также входила больница на 6 кроватей. Территория поселения была четко определена Кабинетом. 2 марта 1896 года общине было пожаловано 22 десятины 528 квадратных саженей земли в безвозмездное пользование «для возведения обители, служебных и иных построек при ней»[3]. После этого монастырь в течение почти 20 лет добивался предоставлению ему земель для организации на них подсобного сельскохозяйственного производства. Наконец 23 марта 1914 года Кабинет предоставил монастырю 332, 39 десятин земли в бесплатное пользование при соблюдении ряда условий[4]. Производственная деятельность монастыря была направлена в основном на самообеспечение (выращивание овощей и фруктов, животноводство, производство свечей, шитье одежды). Население монастыря составляло около 200 человек.  В «Справочной книге по Томской епархии за 1909-1910 годы» указано, что в монастыре проживают настоятельница, благочинная, казначея, 9 мантийных монахинь, 59 рисофорных монахинь и 81 послушница, а также 2 священника и диакон. Таким образом, в 1910 году в поселении проживало 155 человек духовного сана[5]. Также имеются сведения о том, что в эти годы при монастыре воспитывалось до 40 девочек-сирот. Монастырь оставался частью пригородной зоны вплоть до 1917 года.

 Используемые источники и литература:

[1] Барнаул. Летопись города… С. 56.

[2] Барнаул. Энциклопедия… С. 49.

[3] Документы по истории церквей и вероисповеданий Алтая (XVIII – начало XX века). – Барнаул, 1997. С. 94.

[4] Документы по истории церквей и вероисповеданий…  С. 100.

[5] Документы по истории церквей и вероисповеданий… С. 91.

Исследователь-составитель: Д.С. Дегтярев